Фрагмент для ознакомления
2
Прямые налоги и их место в системе РФ
В условиях рыночных отношений налоги и государственная налоговая система выступают не только в качестве источников поступлений бюджетных средств, но и самых важных структурных элементов экономики, имеющей рыночный характер, влияющих на экономическую безопасность государства. При этом довольно очевидным является то, что без процесса образования ра-циональной системы налогов в государстве, которая бы не угнетала деятель-ность в предпринимательской сфере и предоставляла бы возможность прове-дения бюджетной политики эффективного характера, не представляются воз-можными такие преобразования отечественной экономики, которые можно было бы назвать рациональными. Налоги известны человечеству с самой глу-бокой древности, когда их форма была еще данью. Само по себе возникнове-ние налогов было вызвано необходимостью содержания государства. Опреде-ленного рода их неизбежность является настолько очевидной, что еще в 1789 году Б. Франклином, являющимся одним из авторов Декларации независимо-сти Америки, было написано: «в этом мире ни в чем нельзя быть уверенным, за исключением смерти и налогов» .
Налоги можно представить как обязательные платежи, которые взима-ются центральными и местными органами власти государства с юридических и физических лиц и поступают в бюджеты разных уровней. Само существова-ние налогов является экономическим образом оправданным потому, что оправданным является и само существование государства. Налоги являются экономической базой содержания аппарата государства, армии, а также и не-производственной сферы. Налог отдельно взятыми представителями науки дореволюционной, носящий финансовый характер, понимался как «принуди-тельный сбор с граждан, который устанавливается с целью покрытия общих расходов государства» .
В ст. 8 НК РФ налог представляется как индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с организаций и физиче-ских лиц в виде отчуждения денежных средств, которые принадлежат им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, с целью обеспечения финансового характера государственной деятельности или деятельности муниципальных образований .
Согласно механизму образования налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги являются налогами на доходы и имущество: речь о налоге на доходы физических лиц (НДФЛ) и налоге на прибыль организа-ций; поимущественные налоги, включая и налоги на собственность, включая землю и иного рода недвижимость пр. Их взимание происходит с конкретного физического или юридического лица. При этом косвенные налоги представ-ляют собой налоги на товары и услуги: речь о налоге на добавленную стои-мость; акцизах; налоге на наследство и пр. Они частичным образом или пол-ностью переносятся на цену товара или услуги. Косвенные налоги (НДС, ак-цизы) являются основными налоговыми доходами бюджета страны, однако прямые налоги (налог на прибыль организаций, НДФЛ и пр.) также имеют большое значение для экономики.
В качестве важнейших функций прямых налогов выделяют :
- фискальную;
- распределительную (иначе - социальную);
- регулирующую;
- контрольную;
- поощрительную.
Все налоговые функции не могут функционировать независимо одна от другой, они являются взаимосвязанными, взаимозависимыми и в своем про-явлении это единое целое.
Нужно представить суть и механизмы проявления прямым налогом своих функций, в которых доказывается, зачем вообще субъекты должны их платить.
Основополагающей функцией прямых налогов является фискальная, данного рода налоговая функция влечет за собой то, что государство актив-ным образом осуществляет вмешательство в экономические отношения субъ-ектов экономики (к примеру, посредством взимания налога на прибыль орга-низаций). Данным вмешательством предопределяется другая функция нало-гов – регулирующая.
Фискальная функция основополагающая, прежде всего, для того, чтобы понимать саму природу и суть налога. На практике данного рода функция вы-ражена в обеспечении государственных потребностей в плане обеспечения финансами, то есть любого рода государством будет всегда соблюдаться и охраняться собственный интерес в финансовом плане. Фискальные отношения могут быть определены в качестве налогово-доходных и бюджетно-расходных, которые сосуществуют неразделимым образом в едином течении жизни государства.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998 г. - №31. – Ст.3825.
2. Алтухов Ф.В. Налоги и государство / Ф.В. Алтухов, Д.Х. Галаева // Colloquium-journal. – 2019. - №27-8. – С.20-25.
3. Бельбекова Т.П. Преимущества и недостатки прямых налогов // Научно-практические исследования. – 2021. - №5-7. – С.14-16.
4. Бечелова Л.Р., Карацукова Л.А. Анализ налоговых доходов феде-рального бюджета РФ за 2016-2020 годы // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №4-1. – С.70-74.
5. Михова А.А. Прямое налогообложение в России и США // Мате-риалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенче-ский научный форум» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027444.
6. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум. – 2-е изд. / под ред. Л.И. Гончаренко. – М.: Юрайт, 2019. – 524с.
7. Налоги и налогообложение: Учебник и практикум для вузов / под ред. Г.Б. Поляк, Е.Е. смирновой. – М.: Юрайт, 2021. – 380с.
8. Налоговая статистика – Федеральная налоговая служба. – [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.
9. Пименов Н.А. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – 328с.
10. Ягумова З.Н., Малкандуева Д.Т., Ульбашева З.Х. Прямое налого-обложение в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2020. - №7. – С.276-279.